Автор Тема: Улица Рабочая  (Прочитано 224 раз)

Vadim

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 285
Улица Рабочая
« : Июля 02, 2019, 01:35:39 pm »
В историческом плане улица Рабочая является самой первой улицей, от которой и пошёл в рост будущий город Мариинск. Корни улицы уходят в 17 век, когда здесь «русским духом» и не пахло. Зародившийся поселок был инородческим. Но в 1720 году сюда нагрянули русские строители и возвели небольшую деревянную церквушку, в которой всех местных остяков и чулымских татар окрестили насильно в православную веру.
Особенно в рост поселок пошел с приходом в эти места Сибирского тракта, а затем железнодорожной магистрали.  Вначале улица носила название Береговая, но советская власть решила подарить ей своё наименование. Так Береговая становится Рабочей. С южной стороны улица Рабочая примыкает к главной улице города – улице Ленина. Ранее в северной своей части она соединялась с улицей Набережной, посредством железнодорожного переезда. Но с постройкой виадука через Транссиб, надобность в переезде отпала и Рабочая с Набережной разъединились. Рабочая граничит с улицами: Карла Маркса, Фрунзе, Советской, переулком Коммунальным.
Улица имеет асфальтово-гравийное покрытие, длина улицы – 1900 метров. На Рабочей находятся: школа №4, детский сад №8 «Василёк», музыкальная школа, баня, миграционная служба, охотсоюз и многое другое. Ряд зданий имеют архитектурную ценность и являются памятниками культуры регионального или местного значения.
В свое время учитель начальных классов Елена Васильевна ЗАЙЦЕВА подготовила замечательный реферат по теме: «Портрет старейшей улицы города», который предлагается читателям без изменений, лишь с небольшим сокращением:
«По преданиям, русское село Кийское возникло на месте селькупского поселения. Чем привлекло это место людей?
Природный ландшафт города очень интересен. Мариинск расположен на левом берегу живописной долины реки Кия, которая течет с юга на север и имеет в черте города ширину от 100 до 150 метров. Её русло даже только в пределах города очень извилисто. Несомненно, в течение веков Кия искала свой путь, поэтому пробовала разные русла. Об этом и сейчас свидетельствуют многочисленные подковообразные озера и излучины вокруг города. Её русло изобилует островами, старицами, гривами, ложбинами и большими заболоченными участками. Именно здесь, на левом берегу Кии, начинался Мариинск.
Вообще, возникновение нашего города (с. Кийское) связано целиком с историей сухопутной дороги из Томска на Красноярск и, как следствие, с поисками места переправы на правый берег Кии. Можно сказать, что городу повезло: дорога, как и река, вероятно, долго искала своё «русло».
Самые первые тропы и наезженные дороги от молодого города Томска и до отдаленных сибирских поселений проходили через крупный инородческий поселок Корики (д. Большой Антибес). И быть бы этому поселку в дальнейшем городом, но…рядом с ним не было переправы через Кию и не было никакой возможности её там организовать, потому что на противоположном берегу были сплошная тайга и обширные болота. Дорога стала искать для себя удобное место выше по течению. Ближайшим оказалось малочисленное селькупское селение чуть южнее Антибеса. Именно там и обосновали переправу, которой пользуемся и поныне. И строительство Московского тракта было спланировано с учетом этой переправы.
В обе стороны от переправы стали возникать первые постройки. Эта первая улица (Береговая) располагалась вдоль по берегу реки, повторяя все её изгибы и извилины. Но у плана застройки города была еще одна составляющая – сам тракт. Это ведь был не только «почтовый» тракт, а и тракт «кандальный». И по всей его протяженности через примерно равные расстояния (около 25 км) располагались этапы и полуэтапы для отдыха и ночлега арестантов, направляемых в Сибирь. Например: этапы - в д. Подъельничная – 20 км до Мариинска и д. Суслово – 25 км после Мариинска. В селе Кийском был построен полуэтап, позднее на его территории разместился и тюремный замок.
В первой половине ХIХ века главной улицей города становилась Большая Московская. Это закономерно. Во-первых, место более возвышенное, поэтому – сухое. Во-вторых, на ней стоял собор и Базарная площадь, строились купеческие лавки и магазины, и общественные учреждения. В-третьих, она шла в стороне от тракта и переправы и была «парадной», без рабочей суматохи на переправе.
Но и Береговая сохраняла за собой общественную значимость. На ней располагались:
1.   Городское двухклассное училище.
2.   Приходское мужское училище (в доме Федулова).(№12)
3.   Смешанное одноклассное приходское училище (там же).(№12)
4.   Училище имени Почетных Граждан города Юдалевичей.
5.   Общественное богоугодное заведение на 10 кроватей (в общественном доме)
6.   Ночлежный дом (в общественном городском доме).
7.   Меблированные комнаты наследников Васильева (в Береговом переулке).
8.   Городское Общественное собрание (народный дом).
9.   Уездное полицейское управление (в доме Корягина). (№22)
10.   Уездное воинское присутствие (там же).(№22)
11.   Уездный съезд крестьянских начальников (в доме Редкина в Береговом переулке).
12.   Канцелярия мировых судей (в доме Чердынцева в Береговом переулке).
13.   Камера (в доме Степанова).
14.   Земская квартира (в доме Петрова).
15.   Страховое общество «Саламандра», агент Никитин (в собственном доме).
16.   2-е Российское страховое общество «Якорь», агент Антонов (в доме Васильевой), он же – частный поверенный.
17.   Акцизное управление (в доме Рогова в Береговом переулке).
Даже простое перечисление разнообразных общественных учреждений говорит о том, что Береговая улица была очень оживленной и значимой.
В земской квартире останавливались выборные (т.е. депутаты) от волостей. А волостей в уезде было больше 40.
К крестьянским начальникам шли переселенцы, прибывающие из центральных областей России, чтобы получить надел или решить земельные споры.
В канцелярию мировых судей обращались жалобщики и ответчики, а около камеры заключения, конечно, можно было видеть родственников.
В акцизное управление обращались, наверное, и не один раз все те, кто хотел торговать, и все, кто платил какие-нибудь пошлины.
Вряд ли пустовали уездное полицейское управление и уездное воинское присутствие: стражам порядка всегда хватало работы, а воинские команды постоянно шли через город.
Раз были страховые общества (их в Мариинске было 5, причем 3 из них располагались на Береговой), значит, были и клиенты. А к тому же один из агентов был ещё и частным поверенным, т.е. человеком, к которому обращались в трудных случаях.
В меблированных комнатах останавливались приезжающие в город по делам и проезжавшие через город, если была длительная задержка на переправе. Их могли снимать и чиновники, одинокие и семейные.
В общественном собрании проходили, как бы мы теперь сказали, всякие общественные мероприятия: собрания, съезды, спектакли и т.п.
Что создаёт портрет улицы? Это дома и люди…
На снимке: современный уголок улицы Рабочей.